Когда я была маленькой, у моих родителей был друг, который ездил в Японию и оттуда привозил самые разные вещи. Бытовая техника, машины, жвачки, конфеты и игрушки. В детстве я часто видела в доме коробки, на которых были написаны иероглифы. С самых ранних лет эти непонятные значки вызвали у меня интерес. Маленькая я любила детективные истории, и всё время играла в сыщика! Представляете, разгар моей карьеры детектива пришёлся на детские годы, а продолжился уже в университете, когда я начала изучать китайский!
Первые надписи
Первые иероглифы в XIV—XI веках до н. э. были вырезаны на черепашьих панцирях и костях крупных животных (быков, оленей и т.п.). Сегодня их называют Цзягувэнь (甲骨文/jiǎgǔwén), или «письмена на черепашьих панцирях и костях». Это были гадательные тексты, в которых просители спрашивали о том, какая будет погода, родится ли у императора наследник в текущем году, каковы будут результаты войны с другими племенами и др. А выглядели они так!
Как же гадали?
Гадание проходило следующим образом: с внутренней стороны панциря черепахи высверливали отверстие и помещали панцирь в костер, чтобы посмотреть, какие трещины появятся на внешней стороне. А предсказатель по трещинам узнавал будущее. Сперва гадатели делали на панцире черепах маленькие углубления, затем обжигали эти щитки огнём, формы и направления, образовавшихся на другой стороне щитка трещин, толковали как положительный или отрицательный ответ на вопросы. После каждого гадания на панцире или лопатке парнокопытного вырезали дату, заданный вопрос об интересующем событии и полученные ответы. В почерке цзягувэнь важен был не вид иероглифов, а ответ неба. Так гадальные надписи оказались самыми ранними историческими записками в Китае, из которых современные ученые могут получить информацию о жизни общества. В гадательных надписях использованы самые примитивные пиктографические знаки. Но по системной записи можно утверждать, что уже тогда была сформирована китайская письменность!
Покажу вам пример: В одной из надписей сообщается о явлении белого быка во сне шанскому вану: 庚子卜宾貞王梦白牛惟 «В день гэн-цзы гадали, Бинь задал вопрос: ван увидел во сне белого быка, будет ли несчастье?»
Цвета и животные в гадании
Важную роль в древнем Китае придавали цветам и животным. Археологи нашли гадательные надписи, и заметили, что надписи были разного цвета. Если подробнее, то в списке ритуальных животных наиболее пёстрой цветовой гаммой отличается бык: он мог быть белым, жёлтым и двух оттенков чёрного. Единственный цвет — белый — выбран для характеристики кабана, буйвола (носорога) и лисицы. Шесть животных (бык, свинья, баран, собака, лошадь) были противопоставлены друг другу: «белый — чёрный» (бай — хэй): «белый бык (корова)» — «чёрный бык (корова)», «белый баран (овца)» — «чёрный баран (овца)», «белая собака» — «чёрная собака», «белая лошадь» — «чёрная лошадь». В ритуальных целях два термина используются для обозначения чёрного цвета (хэй и ю). Другая противоположность это «жёлтый» — «чёрный», где жёлтый выступает в качестве заместителя белого. Сопоставляя данные гадательных надписей о животных белого цвета с реальным окрасом этих животных, мы понимаем, что есть небольшое несоответствие: ведь многих из этих животных с трудом можно назвать белыми.
Эпоха Шан — Цзиньвэнь
Цзиньвэнь (надпись на бронзе, обычно на ритуальных сосудах). Следующим видом после цзягувэнь иероглифов стал цзиньвэнь (金文/ jīn wén). Название стиля (金 –«металл», 文 – «письмо») связано с тем, что иероглифы отливались на бронзовых изделиях: колоколах и посуде. Колокола использовались в качестве музыкальных инструментов, а треножники как столовые предметы (в основном, сосуды — «дин» (鼎 / dǐng) для мяса и «гуй» (簋 / guǐ) для зерна). Было все это в эпохи Шан и Западная Чжоу (XIII—IV вв. до н. э.). А сами надписи выглядели так!
Иероглифами цзиньвэнь записывали уже связанные тексты. И тут история была уже не про гадания, а про дарения и общение с духами предков. Поэтому было не принципиально, что надписи часто располагались на дне или внутренних стенках сосудов и не были видны вовсе при заполнении жертвенной пищей… Ведь они служили средством коммуникации между живыми и духами предков.
Цзиньвэнь не был применим в быту и большие объёмы текста не могли быть написаны этим почерком. Самые длинные дарственные и памятные надписи достигали почти 500 иероглифов и включали в себя имя владельца изделия, в связи с чем оно сделано и др. Самая длинная известная к настоящему времени надпись на бронзовых сосудах – на котле Мао гун дин (毛公鼎 / máogōngdǐng). Состоит она из 497 иероглифов. В ней рассказывается о последних годах правления династии Западная Чжоу (около 1046−771 гг. до нашей эры).
А знаете ли вы, что до гадательные надписи до сих пор пытаются расшифровать? Более того, за расшифровку иероглифа, изображенного на гадательных костях предлагается денежный приз! В Китае добровольцев решили привлечь к расшифровке иероглифов на древних гадальных костях "цзягувэнь", возраст которых, по мнению ученых, составляет более 3000 лет. Телекомпания CCTV объявила о том, что Музей китайской письменности готов будет заплатить палеографам награду в размере 100 000 юаней - то есть около 15 тысяч долларов - за каждый расшифрованный знак.
авторизуйтесь